Тренинг родительской эффективности
Многочисленные
психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные»
и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в
семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей
непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек
воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля
общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих
воспитывали в детстве.
Каждому родителю нужно научится:
-безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть
-узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его
использовании
-конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе
стороны)
-применять «активное слушание»
-избегать автоматических реакций
-доносить до ребенка свои эмоции и переживания
-создавать правила таким образом, чтобы ребенок им
следовал
-создавать сокровищницу самооценки своего ребенка
-контролировать негативные эмоции
Что следует знать каждому родителю?!
9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):
Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не
просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в
порядке! Ты, конечно справишься!»
Правило 2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему. При этом:
Возьмите на себя только то, что он не может выполнить
сам, остальное предоставьте делать ему самому.
По мере освоения ребенком новых действий постепенно
передавайте их ему.
Правило 3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и
ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными
последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет
взрослеть и становиться «сознательным».
Правило 5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением
отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило 6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от
ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило 7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно
выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей
обстановке.
Правило 8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов,
соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Правило 9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы
ребенка.
Правила
о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно
должны быть в жизни каждого.
Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть
слишком много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное
противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть
согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен
быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая
ему плохое.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим
собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или
чувство самоценности.
Безусловно принимать его.
Активно слушать его переживания, и потребности.
Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами (значит доверять).
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне
нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе.
Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
Обнимать не менее 4 х, а лучше по 8 раз в день.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала
обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно
необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не
менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослым.
|